Законодатели начали процесс упорядочивания мобилизации. В парламенте был представлен законопроект №12442, который предусматривает ответственность для сотрудников ТЦК и врачей ВВК за незаконную мобилизацию. "Не может быть, чтобы граждане несли ответственность за нарушение правил воинского учета, а работники ТЦК и ВВК оставались безнаказанными", — подчеркивал один из авторов законопроекта Максим Бужанский.
Это замечание обоснованно, поскольку так называемая "бусификация" стала негативным фактором в обществе, который активно используют российские пропагандисты. Но действительно ли системная проблема решается только двумя новыми статьями в Уголовном кодексе? Этот вопрос исследовал "Телеграф".
По словам одного из авторов законопроекта, нардепа от "Слуги народа" Георгия Мазурашу, инициатива была поддержана в Генштабе.
— "Бусификация" и другие злоупотребления, происходящие под предлогом мобилизации, которые негативно сказываются на ситуации в стране, обсуждались на совместном заседании правоохранительного и оборонного комитетов. Генерал Баргилевич (Анатолий Брагилевич, начальник Генштаба ВСУ, — Ред.) озвучил предложения о введении уголовной ответственности за нарушения законодательства, совершенные руководителями ТЦК и СП, председателями и членами ВВК, — пояснил Мазурашу в комментарии "Телеграфу".
Беспокойство Генштаба вполне объяснимо, поскольку формальное выполнение плана по мобилизации работниками ТЦК без качественной составляющей призыва не способствует фронту. Кроме того, как показывает практика, "бусификация" не является единственным методом для выполнения плана. Например, по данным "Телеграфа", Одесская и Закарпатская области до майского обновления мобилизационного законодательства прошлого года имели одни из самых низких показателей выполнения плана. Однако эти регионы перевыполняли планы по резонансным видео в TikTok.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он "разработан с целью обеспечения надлежащего выполнения уполномоченными лицами требований мобилизационного законодательства, а также соблюдения прав и свобод граждан во время проведения мобилизационных мероприятий". Отлично! Это именно то, что нужно для борьбы с "бусификацией". Или нет? Давайте рассмотрим это подробнее.
Парламентарии предлагают дополнить УК Украины двумя новыми статьями.
Наказание для ТЦК. Новую статью УК 426-2 законопроектом предлагается ввести, согласно которой во время действия военного положения военным должностным лицам будет грозить от трех до восьми лет тюрьмы за мобилизацию гражданина, которого по закону нельзя мобилизовать, или за освобождение от мобилизации того, кого призывать можно и нужно.
Тем не менее, к формулировкам такой строгой статьи возникают два принципиальных вопроса.
Во-первых, ответственность ТЦК наступает в случае нарушения порядка призыва в отношении тех, кого призывать по закону нельзя. И юристы подчеркивают, что это действительно проблема.
— Например, многодетный отец. Он предоставил все документы, заявление на отсрочку, ему сказали, что их заявление не имеет значения, и его мобилизуют. Он приходит в часть, подает заявление и через три-четыре месяца увольняется из воинской части с теми же документами. За эти месяцы лицо получило заработную плату, дополнительную награду, обучение, его кормили три раза в день. Кто понесет за это ответственность? Это значительные суммы: на каждого такого человека потрачено от полумиллиона до миллиона гривен. Подождите. Чтобы просто руководитель ТЦК поставил галочку, что он кого-то мобилизовал, государство потеряло миллион гривен? — говорил в интервью "Телеграфу" адвокат Ростислав Кравец.
А как насчет тех, кого мобилизовать можно? Их что, можно призывать с нарушениями? По крайней мере, за их "бусификацию" "антибусификационный" законопроект не устанавливает никакой ответственности для ТЦК.
— Здесь речь идет о степени общественной опасности: человека, который не подлежит призыву, призывают. Это опасно. А в другом случае, человек вроде как и подлежит призыву, но были какие-то формальные нарушения, которые не являются уголовно наказуемыми, — комментирует "Телеграфу" адвокат Дмитрий Бузанов.
— Что касается "силовой" мобилизации — это, по моему мнению, нарушает как нормы действующего законодательства, так и здравый смысл. К сожалению, правоохранительные органы часто игнорируют это, вероятно, рассчитывая на то, что "война все спишет". Я буду предлагать расширить рамки этого законопроекта, чтобы акцентированная ответственность была направлена против таких позорных и комплексно вредных действий со стороны лиц в форме, которые называют "бусификацией", — пояснил идею Мазурашу.
Во-вторых, неясной остается норма об ответственности только военных должностных лиц за незаконную мобилизацию. Как отмечал спикер Минобороны Дмитрий Лазуткин, в ТЦК по всей Украине работает 36 тысяч человек, из которых 7 тысяч — гражданские лица. Таким образом, 29 тысяч военных ТЦК будут нести ответственность за нарушения мобилизации, а 7 тысяч гражданских — нет?
— Очевидно, здесь учтено, что гражданские лица, видимо, не принимают таких решений, которые нарушают нормы законодательства о призыве на военную службу по мобилизации. Но опять же, это те моменты, которые можно доработать и усовершенствовать в случае принятия за основу, — добавил Мазурашу.
— Приказ о направлении, принятии или призыве на военную службу принимает именно начальник ТЦК, который является военным должностным лицом, — объясняет Бузанов.
Наказание для ВВК. Новой статьей УК 337-1 за нарушение порядка проведения ВВК законодатели предлагают наказывать врачей, которые "чудят", делая больных "здоровыми" для отправки на службу. Либо, наоборот, за вознаграждение придумывают несуществующие болезни здоровым, чтобы освободить их от призыва. Яркий пример — история экс-руководителя КП "Киевский метрополитен" Виктора Брагинского, который выехал из страны по подложному решению ВВК.
За такие действия врачам может грозить от трех до восьми лет лишения свободы.
В итоге, законопроект действительно решает ряд важных проблем, касающихся качества призывников для военных.
— Он больше направлен на недопущение призыва тех, кто забронирован, имеет медицинские показания, право на отсрочку и тому подобное. Но он не решает проблему "бусификации", — подчеркивает Бузанов.
А ведь именно как "лекарство" от "бусификации" парламентарии "предлагают" обществу этот законопроект.
По мнению юристов, действующие нормы законодательства вполне достаточны для привлечения к ответственности сотрудников ТЦК и врачей ВВК.
Например, статья 426-1 УК "Превышение военным должностным лицом власти или служебных полномочий" уже предусматривает наказание до 12 лет лишения свободы.
Или же статья 366 "Служебный подлог", которая может быть применена к врачам ВВК за "внесение в официальные