После завершения гражданской войны на территории бывшей Российской империи и окончательной победы большевиков Дед Мороз продолжал оставаться центральной фигурой новогодних празднований наряду с елкой и подарками в мешке: еще в конце XIX века его "утвердили" на эту роль дети. Позже к великану в красной или серебристой шубе с обязательной белой бородой присоединилась и "внучка" — волшебный, чисто российский персонаж Снегурочка.
"Празднование Рождества сопровождалось различными обрядами, среди которых был обычай украшать рождественские елки, возникший в начале XVII века в Германии. Там елка олицетворяла райское дерево с обильными плодами, а на Рождество она символизировала рай и вечную жизнь, которую человек обретает через рождение Иисуса Христа", — писал украинский писатель и киевовед Виталий Ковалинский. Тем не менее, сосуществование большевистской власти и Деда Мороза оказалось недолговечным. Уже во второй половине 1920-х годов на фоне антирелигиозной пропаганды ему не поздоровилось.
Почему? Потому что Дед Мороз, или Дедушка Мороз, ассоциировался не только с Новым годом, но и с Рождеством Христовым. Ведь реальным и давним прообразом Деда Мороза был один из самых почитаемых христианских святых — Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский.
До революций 1917 года на рождественских открытках даже не упоминался праздник Нового года; христиане поздравляли друг друга с Рождеством Христовым.
"В немилость попал не только сам праздник, но и рождественская елка, а также ее главный атрибут — Дед Мороз, которого газеты стали называть "религиозным хламом", — утверждает украинский писатель и краевед Станислав Цалик.
Безродные революционеры пошли еще дальше, назвав Новый год "поповским и контрреволюционным праздником", таким образом сочетая религиозные и политические аспекты. В 1928 году елка была официально запрещена.
Так, "Женский журнал" (за декабрь 1929 года) сообщал, что "под рождественское пение капиталистические правительства готовят поход против СССР. Против строительства социализма мобилизуются все силы: пушки, аэропланы, танки и религия. Для социалистической перестройки общества нужен напор, трудовой порыв, стремление к будущему. Попы и сектантские проповедники мастерски играют на привязанности к прошлому. Особенно одурманивается религиозной сивухой женщина — домашняя хозяйка". Однако люди все равно тайно устанавливали лесную красавицу у себя дома, плотно завешивая окна.
Кстати, традиция дарения подарков детям в Европе окончательно утвердилась в странах Запада только в XIX веке, а в Российской империи — еще позже, в начале XX века. В США есть свой аналог Святого Николая — Санта-Клаус, который ведет свою "родословную" от голландского Синтер-Клааса (в XVII веке голландские кальвинисты основали Новый Амстердам, который позже переименовали англичане в Нью-Йорк).
… И совершенно неожиданно 28 декабря 1935 года в "Правде", главной партийной газете СССР, была опубликована небольшая статья от имени секретаря ЦК КП(б) Украины и первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева. Заголовок стал первым шагом к реабилитации праздника и его атрибутики: "Организуем к Новому году детям хорошую елку".
Вот самые интересные цитаты из статьи Павла Постышева: "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно смотрели на елку, сияющую разноцветными огнями, и на детей богачей. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия детей тружеников Советской страны?.. Нужно положить конец этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей" (из книги Виталия Ковалинского "Киевские хроники").
Конечно, организовать елку в сжатые сроки было непросто. Еще почти год под аккомпанемент ужасных репрессий, в которых участвовал и Постышев, в стране шла подготовка к окончательному возвращению новогоднего праздника.
На республиканском уровне, в Украине, первым "выстрелил" 25 октября 1936 года президиум Киевского облисполкома, который принял постановление "Об изготовлении елочных украшений и елочных игрушек".
Реабилитировали одновременно и Новый год, и Деда Мороза со Снегурочкой, и игрушки с елкой… В магазинах необозримого Советского Союза начали появляться атрибуты новогоднего праздника. До большевистской революции поздравляли с Рождеством Христовым, теперь исключительно с Новым годом. И цвет шубы Деда Мороза стал только красным. Государственная советская пропаганда начала "раскрутку" нового-старого праздника. Уже на встрече нового, 1937 года, в московском Доме Союзов вместе с Дедом Морозом появилась помощница — Снегурочка.
Инициатор создания нового советского праздника — "Новый год" — на встрече 1937 года продолжал руководить в Киеве. Следующий год он встретил в Куйбышеве (современная Самара) в должности первого секретаря областного комитета ВКП(б), где продолжал заниматься массовым поиском "врагов народа". А уже 22 февраля 1938 года Павла Постышева арестовали вместе с женой, и через год их расстреляли именно как "врагов народа" в Бутырской тюрьме в Москве.