Скоро Дональд Трамп официально займет пост президента США и получит полный мандат для решения как внутренних, так и международных вопросов страны. Как он сам объявил, особое внимание администрация будет уделять разрешению конфликта в Украине.
Международный обозреватель "Телеграфа" Ольга Кириллова провела анализ того, что пишут на Западе о возможных действиях Трампа.
Эксперты американского Совета по международным отношениям Майкл Фроман и Чарльз Купчан отмечают, что конечной целью избранного президента Трампа должен стать справедливый мир в Украине.
"Когда Дональд Трамп пытается способствовать достижению перемирия между Украиной и Россией, он должен понимать, что в его собственных политических интересах продолжать оказывать значительную поддержку украинцам и принимать только такое соглашение, которое обеспечит суверенную и безопасную Украину. В противном случае Владимир Путин – и другие – почувствуют слабость", – говорится в статье.
По мнению экспертов, Трамп должен отказаться от заявлений о прекращении помощи Киеву и убедить "обычно послушную" Республиканскую партию в том, что дальнейшая поддержка Украины является ключом к достижению долговременного перемирия и, в конечном итоге, к поражению кремлевских усилий.
"Другой результат создаст значительную угрозу интересам США по всему миру и статусу Трампа как мирового лидера".
Если оборона Украины потерпит крах, "зрелище российских сил, захватывающих все больше территорий, а российские танки потенциально входящие в Киев, разрушит надежды Трампа на то, что его воспримут как великого миротворца. Вместо этого он получит свою версию Афганистана", — считают авторы статьи.
Покоренная Украина стала бы победой не только для России, но и для Китая, Ирана и Северной Кореи.
"Если Трамп потеряет Украину, это еще больше подбодрит врагов Америки и поставит под сомнение силу США и устойчивость их союзов. Плохое соглашение для Украины – это плохое соглашение для Трампа", — утверждают Фроман и Купчан.
При этом достичь соглашения, которое обеспечит безопасность Украины, может оказаться сложнее, чем думает избранный президент США.
"Разделение территорий – это самая легкая часть. Контроль над той или иной территорией будет зависеть от расположения сил на момент прекращения огня. Линия фронта, скорее всего, станет новой границей между Украиной и примерно 20% территории, оккупированной российскими войсками.
Однако Россия вряд ли на этом остановится. Путин может потребовать нейтралитета Украины и ограничения численности ее вооруженных сил – как он делал в 2022 году. Трамп должен понимать, что эти условия неприемлемы, так как они оставят Украину незащищенной и уязвимой. Независимо от того, станет ли Украина членом НАТО или получит другие гарантии безопасности, Трамп не может позволить Путину наложить вето на ее геополитический выбор.
Путин также может настаивать на формальном признании США оккупированных территорий Украины как части России и отмене западных санкций против Москвы. Опять же Трамп не может позволить этого, так как это узаконило бы силовое присоединение Россией территорий другой страны", — считают эксперты.
По их словам, Трамп должен понять, что не сможет достичь соглашения с Путиным без поддержки европейских союзников Америки. Независимо от его отношения к Европейскому Союзу, ему нужна сильная, безопасная и объединенная Европа как надежный партнер.
"Разделенный трансатлантический альянс и расколотый ЕС оставили бы США без сильного европейского партнера, необходимого не только для противодействия России, но и для обеспечения стабильности в все более хаотичном мире".
Президент Центра анализа европейской политики (CEPA) Алина Полякова в статье для Foreign Affairs утверждает, что Дональду Трампу необходимо иметь больше рычагов влияния, чтобы усадить Путина за стол переговоров.
"Второй Белый дом Трампа хорошо подготовлен к реализации стратегии, которая позволит достичь именно этого: кампании максимального давления. Во время своего первого срока Трамп применял такой подход против Ирана. И теперь, чтобы достичь мира и восстановить глобальное лидерство США перед лицом растущей авторитарной агрессии, он должен применить такую же стратегию по отношению к России", — пишет автор.
Она напоминает, что ограничить воинственные амбиции Ирана удалось благодаря сочетанию агрессивного, организованного США экономического давления через санкции и военных и тайных действий Израиля, направленных на противодействие региональным марионеткам Тегерана — группировкам ХАМАС и "Хезболла".
"Россия — не Иран: среди важных отличий — ее экономика больше, и у нее большой запас ядерного оружия. Но иранский случай дает урок: экономическое давление в сочетании с решительными военными действиями и координацией с союзниками может сработать".
Полякова отмечает: администрация Трампа не должна упустить момент слабости Москвы. Российские вооруженные силы находятся под растущим давлением: Кремль уже развернул примерно 50% сил для участия в войне в Украине и теряет в среднем 1500 солдат в день.
В то же время российская экономика приближается к переломной точке после почти трех лет безудержных расходов на военные нужды. Центральный банк страны повысил процентные ставки более чем на 20%, пытаясь замедлить инфляцию, поскольку рубль упал до самого низкого уровня за последние годы.
Прогнозируется, что российская экономика вырастет лишь на 0,5-1,5% в 2025 году по сравнению с 3,6% в 2024 году. Давление также оказывают американские и другие западные санкции. В связи с этим эксперт призывает бить Москву "в самые болезненные места".
Во-первых, ужесточить экономические санкции против российского банковского и финансового сектора. В начале 2024 года администрация Байдена ввела санкции против Газпромбанка, крупнейшего банка страны, а также более 50 финучреждений — практику следует расширить на все российские банки.
Во-вторых, администрация Трампа могла бы использовать санкции для наложения штрафов на китайские компании, которые непосредственно поставляют военную технику России, и на китайские финансовые учреждения, предоставляющие кредиты российским банкам.
"Такие ограничения особенно эффективны, поскольку они заставляют компании за пределами России или других стран, ведущих бизнес с Россией, выбирать между Вашингтоном и Москвой — большинство из них предпочтут сохранение доступа к крупному американскому рынку, а не к сокращающемуся российскому", — считает эксперт.
Однако санкций в финансовом секторе недостаточно. Основная часть доходов российского бюджета, которая идет на подпитку военной экономики страны, поступает от экспорта нефти и газа.
"Российские поставщики нефти в большинстве своем не подпадали под санкции США из-за опасений по поводу повышения цен для европейских союзников Вашингтона. Это должно измениться; администрация Трампа должна расширить санкции на российских поставщиков нефти и их дочерние компании, как она это сделала в 2020 году, введя меры против государственной нефтяной компании "Роснефть", которая вела бизнес в Венесуэле.
Соединенным Штатам придется взять на себя инициативу и подтолкнуть своих европейских союзников к сложному выбору из-за вероятного роста цен на энергоносители, которые европейцы будут вынуждены платить", — предлагает Полякова.
При этом политика самого Евросоюза по ограничению импорта российской нефти не смогла предотвратить ее попадание на европейский рынок. Москва просто перешла к использованию "теневых флотов" на черном рынке, которые продолжают поставлять нефть в европейские страны.
"Е