Ровно 90 лет назад, 24 ноября 1934 года в Кисловодской городской больнице имени А. Рыкова скончался Михаил Грушевский – выдающийся украинский историк и литературовед, а также весьма противоречивый государственный, политический и общественный деятель.
Имя Грушевского (1866—1934) известно каждому нашему соотечественнику. Михаил Сергеевич считается основателем украинской государственности. Рядом с Домом учителя, где в 1917—1918 годах работали лидеры и сотрудники Украинской Центральной Рады (УЦР), установлен величественный памятник. На улице Грушевского в Печерске расположены как Верховная Рада, так и Кабинет министров Украины. Вдобавок, его портрет изображен на 50-гривневой купюре.
Михаил Грушевский практически всю свою жизнь посвятил созданию фундаментального исследования по истории Украины – от древнейших времен до второй половины XVII века ("История Украины-Руси"). Среди его главных достижений – пятитомная "История украинской литературы" и более 2000 научных работ! Михаил Грушевский возглавлял львовское НОШ — Научное общество имени Шевченко (1897—1913), стал академиком Всеукраинской академии наук (1923) и академиком Академии наук СССР (1929).
Во время Первой мировой войны, в ноябре 1914 года, российские власти арестовали его и отправили в ссылку в Симбирск, а затем в Казань, однако с правом работать педагогом под контролем полиции.
В сентябре 1916 года, после переезда в Москву (возвращение в Украину ему было запрещено), Михаил Грушевский вновь погрузился в политику, участвуя в издании литературно-научного и общественно-политического журнала "Украинская жизнь" и еженедельника литературы, искусства и общественной жизни "Промінь". Вскоре произошла Февральская революция 1917 года, в результате которой был свергнут царский режим.
…К тому времени Михаил Грушевский уже имел высокую репутацию в украинском движении. Возможно, поэтому, вернувшись в Киев, он оказался на вершине политического движения, которое на тот момент отстаивало права Украины как автономии в составе Российской республики. 20 марта его избрали главой Украинской Центральной Рады.
Михаил Грушевский всё больше опирался на левые движения. В мае 1917 года он выступал за постепенные шаги и писал о необходимости федерации с "демократической Россией", фактически противостоя государственности Украины: "Про таку федерацію думали здавна політики і спеціалісти державного права. Вони вважали її логічним висновком з усього дотеперішнього розвою європейського життя. Вона тільки здавалася дуже далекою до останніх подій – як тепер здається близькою і здійсненою. І от чому я й інші ні трохи не журимося повною політичною незалежністю, не надаємо їй ніякої ваги. Для ближчого часу зовсім досить широкої української автономії в федеративній Російській республіці. А в будучині, сподіваємося, ся республіка ввійде у склад федерації Європейської, і в ній Україна стане одною з найбільш сильних, міцних і певних складових частин – одною з опор сеї Європейської федерації" ("Звідки пішло українство і до чого воно йде").
Надежды многочисленных и влиятельных социалистических партий на "союз с демократической Россией" привели к парадоксальному результату: лидеры Центральной Рады, включая Михаила Грушевского и Владимира Винниченко, даже под давлением широких слоев населения, требовавших немедленного создания государства, последовательно противились этому неизбежному процессу. "Представники українських соціалістичних партій "некритично копіювали московських соціалістів і, як блудні вівці, крутилися в їх тіні, а це паралізувало їх добрі наміри і плани", – писал о. Исидор Нагаевський в "Історії Української держави двадцятого століття".
Счет шел на дни, недели, и только 7 (20) ноября 1917 года (большевики в Петрограде уже находились у власти две недели) УЦР провозгласила III Универсал о создании Украинской Народной Республики… в составе "демократической" федеративной России. О какой "демократической России" шла речь? Этот вопрос так и остался без ответа…
Самой страшной, или, скорее, самой трагической, "ошибкой" Центральной Рады, возглавляемой Михаилом Грушевским, стала демобилизация украинизированной военной массы, состоящей из нескольких сотен тысяч солдат и офицеров с большим боевым опытом. Необходимо было лишь структурировать эти силы. Например, чехословацкие легионы формировались из военнопленных австрийской армии, а затем "обстреливались" в гораздо более сложных условиях. Томаш-Гарриг Масарик вывез через Дальний Восток боеспособные части "белочехов", которые стали основой независимой Чехословакии. Вторая Речь Посполитая также возникла в военном противоборстве с литовцами за Вильнюс (Вильно), чехами за Тешин (Заользье), украинцами-галичанами за Львов и Восточную Галичину, а также с немцами за восточную Силезию и Померанию.
22 января 1918 года был опубликован IV Универсал, который наконец провозгласил полную независимость Украины. Однако время было безвозвратно упущено…
Постепенно Михаил Грушевский терял позиции в национально-освободительном движении. Его компромиссная позиция по отношению к России (опять же неясно какой, поскольку на ее территории шла кровавая гражданская война между белыми и красными) оказалась абсолютно провальной и вредила государственным процессам. Все события 1918—1921 годов подтверждали абсурдность действий поступовцев и федералистов, пытавшихся подражать действиям московских большевиков. Ярким лидером которых до начала 1919 года и был Михаил Грушевский…
После восстания и свержения правительства гетмана Павла Скоропадского в декабре 1918 года новая власть — Директория УНР — отказалась от услуг Грушевского. Ученый пытался реформировать Всеукраинскую академию наук, но снова с социалистических позиций. Это стало путем к полному поражению ученого как политика. Лидеры, такие как Симон Петлюра, уже не нуждались в представителях соглашателей и москвофилов и пытались защитить независимость Украины.
В феврале 1919 года, буквально перед вступлением красных в Киев, Михаил Грушевский с семьей выехал в Каменец, а затем в Прагу – столицу новорожденной Чехословакии. За границей ученый также жил во Франции, Австрии и Швейцарии, где в основном занимался политическими дискуссиями (участвовал в конференции II Интернационала в Люцерне), изданием своих произведений и их переводом на французский язык. Он встречался с лидерами стран Запада и убедился в их безразличии к украинскому вопросу.
Национальный подъем в советской Украине после начала в 1923 году украинизации окончательно заставил Миха