четверг26 декабря 2024
rezzonans.in.ua

Горбачев о студентах-уклонистах: школа не должна быть источником мобилизационного ресурса, и поднимет вопрос о школьной форме и завершении "мягкой украинизации".

Образование стоит немалых денег, а высококлассное образование обходится еще дороже.
Горбачев о студентах-уклонистах: школа не должна быть источником мобилизационного ресурса, и поднимет вопрос о школьной форме и завершении "мягкой украинизации".

Сергей Горбачев первый образовательный омбудсмен Украины, назначенный после создания этого института в 2019 году. Летом текущего года его пятилетний срок завершился. В течение этого времени страну потрясли пандемия и полномасштабное вторжение – два разрушительных удара, от которых украинское образование до сих пор не пришло в себя.

Какое качество образования может поддерживать Украина? Как удержать старшеклассников, стремящихся уехать за границу до достижения совершеннолетия, и кто "виноват" в том, что они не остаются? Сколько должен зарабатывать обычный учитель и почему финансирование образования не является приоритетом для государства? Об этом и многом другом Сергей Горбачев рассказал в интервью "Телеграфу".

"Школа не должна быть мобилизационным ресурсом"

– В последнее время много обсуждается проблема выезда детей из Украины и скоро может возникнуть ситуация, когда будет некому учить. Министр образования Оксен Лисовой отмечал, что учащиеся 10-11 классов, особенно мальчики, уезжают за границу. Депутаты озвучили цифры, согласно которым 300 тысяч старшеклассников покинули страну только в этом году. Как вы оцениваете масштабы этой проблемы?

– Проблема существует, и это очевидно. Если озвучивается цифра 300 тысяч, то это почти половина всех старшеклассников (в Украине около четырех миллионов школьников, в 10-11 классах обучается примерно 600-700 тысяч). Это действительно большие цифры. Хотя я не уверен в их точности, но проблема реальна. Родители отправляют детей за границу, потому что не хотят, чтобы они шли служить и защищать Украину. Это основная причина.

– Согласны ли вы с мнением министра, что школа недостаточно работала со старшеклассниками и их родителями? Есть ли вина педагогов в том, что дети уезжают?

– В первую очередь, ответственность лежит на государстве. Образование никогда не было и, боюсь, долго не будет приоритетом для государства. Оно воспринимается как статья расходов, а не как инвестиция в будущее. Это основная проблема. Всё упирается в деньги. Руководителям, которые принимают решения о финансировании образования, не хватает стратегического мышления. В настоящее время практически вся социальная сфера, включая образование, поддерживается за счет помощи наших партнеров. Это огромные средства, но я не понимаю, почему они не направляются на поддержку образования.

Когда говорят, что учителя виноваты, меня это удивляет и вызывает недоумение. Учителя "виноваты" в том, что на них свалили множество ненужных задач: идиотские конкурсы, отчеты и совершенно лишние процедуры. А что действительно нужно учителям? Учителям необходима адекватная зарплата и создание нормальных условий труда : обустройство классов, безопасность, технические средства, [нормальное] отношение со стороны администрации. Много проблем для учителей возникает из-за самодовольного администрирования. Люди занимают должности, и у меня создается впечатление, что им нечем заняться. Они думают – давайте покажем, что мы напрягли школу, учителя проведут какое-то мероприятие, и фоточки-фоточки, обязательно фоточки, отчеты куда-нибудь. Какого черта? Зачем? Учитель должен учить ребенка. Это очень сложная работа.

– Но это обвинение: родители вывозят детей из-за страха мобилизации, а МОН утверждает, что этот страх не проработали учителя и школа.

– Это странное обвинение. За коммуникационную политику государства отвечает не школа, а другие государственные учреждения. Если государство не умеет общаться с людьми, не может объяснить важность таких вещей, то при чем здесь школа? Школа не должна обеспечивать мобилизационный ресурс, школа должна учить! Но для того, чтобы школа могла нормально функционировать и формировать патриотизм, готовность защищать Родину, она должна чувствовать свою необходимость для государства. У меня складывается впечатление, что государство считает, что школе не место, а нужны послушные исполнители, которые постят картинки с абсолютно бессмысленных мероприятий.

"Если нет денег – как учить?"

– Как обстоит дело с нехваткой педагогов? Какова текущая ситуация?

– Эта проблема существует всегда. Нам всегда не хватало учителей английского языка, физики, математики, химии. Сейчас их не хватает еще больше. Но нехватка учителей не является повсеместной. Это локализованная проблема. В некоторых регионах катастрофически не хватает учителей, а в других они не могут найти работу. Всё зависит от конкретной ситуации в городе или селе, от того, насколько местные власти понимают потребности образования и поддерживают педагогов. Поэтому нельзя говорить о тотальной нехватке.

– Вы упомянули о достойной зарплате для педагогов . Давайте говорить о цифрах. Сколько, по вашему мнению, должен зарабатывать учитель в Украине сейчас?

– Согласно закону "Об образовании", минимальная зарплата педагога самой низкой категории должна составлять три минимальные зарплаты. Не меньше. В настоящее время минимальная зарплата составляет 7 100 гривен. То есть, по закону, минимальная зарплата педагога должна быть 21 тысяча гривен. У нас этого нет. Почему? Потому что государство, даже в относительно мирное время, не находит средства для образования. Считает, что важнее строить дороги или выплачивать высокие зарплаты в правоохранительных органах (судьям, прокурорам). Государство демонстрирует, что учителя и образование в целом для него не нужны.

– То есть элементарно не выполняются нормы закона?

– Да. Он не выполняется. Множество постановлений откладывают внедрение этой нормы, закрепленной в законе.

– Давайте поговорим об эффективности образования, в частности о новом курсе "Защита Украины". Если прочитать отзывы некоторых родителей в соцсетях, то обновление курса не оправдало их ожиданий . МОН обещало масштабное обучение учителей, создание межшкольных пространств, а родители жалуются (не все, но многие), что на уроках у детей проходят какие-то маршировки или просто пишут в тетрадях. Почему так происходит?

– Во-первых, давайте не будем делать общих выводов. Всё зависит от громад. Идея состоит в том, (и она абсолютно правильная), что вместо создания каких-то пыльных, покрытых порохом макетов деревянных автоматов, нужно создать пространства, куда дети будут приходить на целый день и учиться на современном оборудовании. Учиться управлять дронами, видеть современные технологии. Я понимаю, что в Украине всегда акцентируется внимание на "зраде" и на том, как всё плохо, но на самом деле это не так. Я знаю примеры, когда такие пространства созданы, но опять же, на что это всё финансировать? Как закупить это оборудование? Кроме того, это может быть военная техника, требующая определенных разрешений и навыков работы с ней, то есть людей нужно обучать. А обучение – это очень дорого. Качественное образование всегда дорого. А если нет денег, то на что учить? Там, где есть деньги и местные общины отвечают ответственно, они это делают.

Но деньги – это не единственный фактор. Там, где нет желания и умений – возникают проблемы. Где есть желание и способности – всё движется. Объясню на другом примере: чтобы дети могли учиться, нужно, чтобы в школе было отопление и свет. И мы видим яркие примеры, когда разные общины и регионы по-разному подходят к этому вопросу. В некоторых местах люди с весны начали закупать генераторы, аккумуляторные станции. А некоторые области, в том числе и Киев, кстати, имеют очень низкий процент обеспечения школ резервными источниками питания. Дети приходят на уроки с собственными лампочками. Почему так? Может, местные власти решили, что нужно собрать средства с родителей? Пусть родители за свои деньги покупают.

То же касается и предмета "Защита Украины". Нужно вкладывать деньги: готовить помещения, нужны нормальные